Корзина
112 отзывов
Надежный продавец Prom.ua
Мастерская бизнес - планов
+380 (98) 692-80-17
Наличие документов
Знак Наличие документов означает, что компания загрузила свидетельство о государственной регистрации для подтверждения своего юридического статуса компании или физического лица-предпринимателя.

SWOT анализ. Рекомендации по составлению

SWOT анализ. Рекомендации по составлению

Бизнес - это нескончаемая череда мелких и крупных сражений. Если перед битвой не оценить сильные и слабые стороны вашего предприятия, не определить рыночные возможности и угрозы (те самые неровности местности, которые приобретают огромное значение в разгар боя), шансы на успех предприятия резко уменьшатся.

Для того чтобы получить ясную оценку сил предприятия и ситуации на рынке, существует SWOT-анализ.

SWOT-анализ позволяет компании изучить существующие на рынке возможности и взвесить свои способности по их преследованию. Также при этом изучаются угрозы, способные подорвать позиции фирмы. Сильные и слабые стороны рассматриваются с позиции покупателей, что подводит реальную основу под решения о распределении ресурсов и помогает компании извлечь максимум пользы из имеющихся у нее возможностей. Процедура проведения SWOT-анализа в общем виде сводится к заполнению матрицы, в которой отражаются и затем сопоставляются сильные и слабые стороны предприятия и возможности и угрозы рынка. Это сопоставление позволяет определить, какие шаги могут быть предприняты для дальнейшего развития предприятия, а также какие проблемы необходимо срочно решить.
SWOT-анализ - это определение сильных и слабых сторон предприятия, а также возможностей и угроз, исходящих из его ближайшего окружения (внешней среды).

  • Сильные стороны (Strengths) - преимущества вашей организации;
  • Слабости (Weaknesses) - недостатки вашей организации;
  • Возможности (Opportunities) - факторы внешней среды, использование которых создаст преимущества Вашей организации на рынке;
  • Угрозы (Threats) - факторы, которые могут потенциально ухудшить положение вашей организации на рынке.

Сильные стороны предприятия - то, в чем оно преуспело или какая-то особенность, предоставляющая вам дополнительные возможности. Сила может заключаться в имеющемся у Вас опыте, доступе к уникальным ресурсам, наличии передовой технологии и современного оборудования, высокой квалификации персонала, высоком качестве выпускаемой вами продукции, известности вашей торговой марки и т.п.

Слабые стороны предприятия - это отсутствие чего-то важного для функционирования предприятия или то, что вам пока не удается по сравнению с другими компаниями и ставит вас в неблагоприятное положение. В качестве примера слабых сторон можно привести слишком узкий ассортимент выпускаемых товаров, плохую репутацию компании на рынке, недостаток финансирования, низкий уровень сервиса и т.п.

Рыночные возможности - это благоприятные обстоятельства, которые предприятие может использовать для получения преимущества. В качестве примера рыночных возможностей можно привести ухудшение позиций ваших конкурентов, резкий рост спроса, появление новых технологий производства вашей продукции, рост уровня доходов населения и т.п. Следует отметить, что возможностями с точки зрения SWOT-анализа являются не все возможности, которые существуют на рынке, а только те, которые может использовать ваше предприятие.

Рыночные угрозы - события, наступление которых может оказать неблагоприятное воздействие на  предприятие. Примеры рыночных угроз: выход на рынок новых конкурентов, рост налогов, изменение вкусов покупателей, снижение рождаемости и т.п.

Один и тот же фактор для разных предприятий может быть как угрозой, так и возможностью. Для оценки этих факторов можно воспользоваться следующим списком параметров:

  1. Организация (здесь может оцениваться уровень квалификации сотрудников, их заинтересованность в развитии фермерского хозяйства, наличие взаимодействия между отделами предприятия и т.п.)
  2. Производство (могут оцениваться производственные мощности, качество и степень износа оборудования, качество выпускаемого товара, наличие патентов и лицензий (если они необходимы), себестоимость продукции, надежность каналов поставки сырья и материалов и т.п.)
  3. Финансы (могут оцениваться издержки производства, доступность капитала, скорость оборота капитала, финансовая устойчивость фермерского хозяйства, прибыльность бизнеса и т.п.)
  4. Инновации (здесь может оцениваться частота внедрения новых продуктов и услуг, степень их новизны : незначительные либо кардинальные изменения, сроки окупаемости средств, вложенных в разработку новинок и т.п.)
  5. Маркетинг (здесь можно оценивать качество товаров/услуг, в т.ч. как это качество оценивают потребители, известность марки, полнота ассортимента, уровень цен, эффективность рекламы, репутация фермерского хозяйства, эффективность применяемой модели сбыта, ассортимент предлагаемых дополнительных услуг, квалификация обслуживающего персонала).

Параметры оценки

Сильные стороны

Слабые стороны

1. Организация    1) Высокий уровень квалификации и предприимчивость руководства  
2. Производство   2) Гарантированные рынки сбыта   продукции 1) Высокая зависимость цены продукции от цены энергоресурсов
  3) Себестоимость продукции ниже, чем у региональных конкурентов благодаря использованию современных технологий 2) Подверженность растений заболеваниям
3) Развитие ГМ продукции
3. Финансы   4) Сезонный характер поступления основного потока денежных средств
4. Инновации 4) Установка системы капельного орошения  
5) Система компьютерной диагностики и управления поливом и фертигацией
5. Маркетинг 6) Упаковка товара в уникальную тару 5) Конкуренция со стороны стран - членов ВТО

Таблица 1. Определение сильных и слабых сторон предприятия. На примере овощеводства на капельном орошении

Второй шаг SWOT-анализа -  оценка рынка. Этот этап позволяет оценить ситуацию вне рассматриваемого предприятия и понять, какие есть возможности, а также каких угроз следует опасаться (и, соответственно, заранее к ним подготовиться).

За основу при оценке рыночных возможностей и угроз вы можете взять следующий список параметров:

  1. Спрос (здесь целесообразно принять во внимание емкость рынка, темпы его роста либо сокращения, структуру спроса на продукцию и т.п.)
  2. Конкуренция (следует учитывать количество основных конкурентов, наличие на рынке товаров-заменителей, высоту барьеров входа на рынок и выхода с него, распределение рыночных долей между основными участниками рынка и т.п.)
  3. Сбыт (необходимо уделить внимание количеству посредников, наличию сетей распределения, условиям поставок материалов и комплектующих и т.п.)
  4. Экономика (учитывается курс валюты, уровень инфляции, изменение уровня доходов населения, налоговая политика государства и т.п.)
  5. Политика и право (оценивается уровень политической стабильности в стране, уровень правовой грамотности населения, уровень законопослушности, уровень коррумпированности власти и т.п.)
  6. Научно-технический прогресс (обычно принимается во внимание уровень развития прикладной науки, степень внедрения инноваций : новых инструменов, технологий, методик в промышленное производство, уровень государственной поддержки и т.п.)
  7. Социально-демографические факторы (следует учесть численность и половозрастную структуру населения региона, в котором работает ваше фермерское хозяйство, уровень рождаемости и смертности, уровень занятости населения и т.п.)
  8. Социально-культурные факторы (обычно учитываются традиции и система ценностей общества, существующая культура потребления товаров и услуг, имеющиеся стереотипы поведения людей и т.п.)
  9. Природа и экология (принимается в расчет климатическая зона, в которой работает ваше фермерское хозяйство, состояние окружающей среды, отношение общественности к защите окружающей среды и т.п.)

Параметры оценки

Возможности

Угрозы

1. Конкуренция 1) Расширение ассортимента плодоовощной продукции за счёт внедрения новых сортов и технологий и фертигации 1) Дешёвый импорт
2) Большое количество сильных локальных конкурентов
2. Сбыт 2) Расширение сети сбыта товара за счет приобретения торгового помещения-склада на оптовом рынке  
3. Спрос 3) С ростом доходов населения увеличиваются объёмы потребления овощей в зимне-весенний период, особенно в период новогодних праздников 3) Резкое снижение цены продукции при её несвежести или залежалости
4. Природа и экология    

5. Экономика

 

 

4) Плохие погодные условия (заморозки, несолнечная и холодная зима, поздняя весна) снижают урожайность и повышают себестоимость продукции

Таблица 2. Определение рыночных возможностей и угроз. На примере овощеводства на капельном орошении

Проведенный анализ позволяет предварительно оценить внешние и внутренние факторы, влияющие на эффективность работы предприятия и свести их в единую таблицу, оценив возможности их совместного влияния.

 

Возможности

I) Расширение ассортимента плодоовощной продукции за счёт внедрения новых сортов и технологий.

II) Расширение сети сбыта товара  за счет приобретения торгового помещения-склада на оптовым рынке

III) С ростом доходов населения увеличиваются объёмы потребления овощей в зимне-весенний период.

Угрозы

I) Дешёвый импорт

II) Большое количество сильных украинских конкурентов

III) Снижение цены продукции при её несвежести

IV) Плохие погодные условия (заморозки, несолнечная и холодная зима, поздняя весна) снижают урожайность и повышают себестоимость продукции

 Сильные стороны

1) Высокий уровень квалификации и предприимчивость руководства

2) Гарантированные рынки сбыта продукции.

3) Себестоимость продукции ниже, чем у региональных конкурентов благодаря использованию современных технологий

4) Установка системы капельного орошения

5) Система компьютерной диагностики и управления

6) Упаковка товара в уникальную тару

 Силы и возможности

I – 1, 2, 3, 4, 5

II - 1, 2, 3, 6

III –  3, 6

 

 

 Силы и угрозы

I – 1, 2, 3, 4, 5, 6

II – 1, 2, 3, 4, 5, 6

III – 6

IV – 4, 5

 

 Слабые стороны

1) Высокая зависимость от цены энергоресурсов

2) Возможные болезни растений

3) Развитие ГМ продукции

4) Сезонный характер поступления основного потока денежных средств

5) Конкуренция со стороны стран - членов ВТО

Слабости и возможности

I - 2, 3, 4, 5

II – 5

III - 4, 5

 

Слабости и угрозы

I - 1, 2, 3, 4, 5

II - 1, 2, 3, 4, 5

III - 4

IV – 1, 2, 3, 5

 

Таблица 3. SWOT-матрица проекта